М.А. Родина, учитель начальных классов МОУ
"Средняя общеобразовательная школа №41" г.Саранска
О смех, великое дело!
Ничего более не боится человек так,
как смеха...
Боясь смеха, удержится от того,
От чего не удержала его никакая сила.
Н.В.Гоголь.
Цели: обучение детей формулировать тему и идею произведения; совершенствование
различных видов анализа прозаического произведения; углубление знаний
учащихся по теме; обработка умения характеризовать литературного героя;
развитие устной монологической речи. Развитие творческих способностей
детей, навыков выразительного чтения. Воспитание любви к своим близким,
к животным, к природе.
Оборудование: иллюстрация к рассказу, карточки с ключевыми словами,
пластинка с записью музыки Ф.Шопена, выставка книг В.Ю.Драгунского.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Шутливый диалог учителя и ученика.
Учитель: (строго).
- Позвольте вас спросить, дорогие ученики, чьи это вещи перед доской
навалены? У нас гости, а в классе беспорядок. Что всё это значит?
Ученик:
- Прощенья просим у Вас, наш учитель
Ну никак аккуратности не могу научиться.
Из книжки моей, что нёс на урок я,
Попали те вещи сюда, вероятно;
Уверен, хозяин за ними вернется,
И каждый из нас, может быть, улыбнется.
Учитель:
- Ну что ж, оправданья твои принимаем,
С комической сценки урок начинаем.
3. Инсценирование отрывка из рассказа В.Драгунского "Надо иметь
чувство юмора".
- Написал?
- Уже.
- Ты мою тетрадку проверь, а я - твою.
- Ты чего, Мишка, покатываешься?
- Я покатываюсь, что ты неправильно списал!
- А ты чего?
- А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили
мозы". Это кто такие - "мозы"?
- Мозы - это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима".
Что это такое?
- Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать.
Проблемный вопрос.
- Кто эти герои?
- Из какого произведения диалог?
- Кто автор?
- Эти вещи потеряли герои книг В.Драгунского.
4. Заочное путешествие к В.Ю.Драгунскому.
Вы дома самостоятельно путешествовали на машине времени в 60-е годы
в гости к Виктору Драгунскому.
- Поделитесь услышанным и увиденным.
Я тоже путешествовала в прошлое. Драгунский жил, окруженный любовью
друзей, близких, своих маленьких читателей. "Жду от Вас новой радости"
- писала ему ученица 3 класса Лариса Цаплина.
- В каком жанре работал писатель?
- Какие рассказы В.Ю. Драгунского вы читали?
- Что их объединяет? (Смех)
- Итак, главным действующим лицом на уроке сегодня будет его Величество
Смех.
На прошлом уроке мы говорили о видах смешного в литературе. Назовите
их. Обобщающий вопрос учителя.
- Ребята, вы догадались о чем будем говорить на уроке?
5. Тема урока: "Тайна сатиры и юмора".
А поможет нам подойти к разгадке тайны смешного В.Ю. Драгунский и его
рассказ "Что любит Мишка".
Чтобы ответить на поставленный проблемный вопрос, в ходе работы над
рассказом мы должны сделать 3 шага:
1 шаг (до чтения) предложение по заглавию, иллюстрациям.
2 шаг (во время чтения) диалог с автором, работа над словом, проблемные
вопросы.
6. Первый шаг. Предположение по иллюстрации на с. 177 (на доске увеличенная),
по заглавию.
- Сделайте свои предположения по иллюстрации, о чем рассказ?
- Уточним свои предположения по заглавию.
Прочитаем рассказ В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка" и увидим,
насколько точны предположения.
7. Второй шаг. Чтение рассказа, словарная работа.
Лань - это животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и
стройностью.
Зельц - сорт колбасы.
- Какова тема рассказа?
- Верны ли ваши предположения?
- Что рассмешило в рассказе?
8. Третий шаг. Беседа.
Что любил учитель пения? (Музыку Ф.Шопена)
Минутка отдыха.
- Послушайте музыку Фридриха Шопена и отдохните. Проблемный вопрос.
- Почему учитель музыки любит именно музыку Ф.Шопена? Как он сам ответил
на этот вопрос?
- Совпадает ли ваше предположение с его ответом?
- Как помогает музыка Ф.Шопена понять характер учителя. -Что любит Дениска?
- Что можете по его ответу о нем сказать?
Вывод
3) Чтение по ролям.
Прочитаем по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка,
(с. 178).
Найдите ключевое слово, характеризующее состояние Мишки.(Надулся). Словарная
работа.
- Подберите синонимы к слову "надулся".
- Как понимаете? Поведай тайну души своей.
- Что любит Мишка?
- Почему смеялись над ответом Мишки?
- Найдите ключевые слова, говорящие об особенностях характера Мишки
во время его рассказа о любви?
- Как он себя вёл?
- О чем говорят эти слова?
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как смотрел на Мишку Борис Сергеевич. Почему?
С какой целью писатель делает паузу? Это кульминационный момент рассказа.
- Когда вспомнил Мишка о любви к людям? Прочитайте, как он прореагировал?
Вывод.
Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь
к пище и сколько о любви к людям.
- Только ли нам смешно? Почему грустно? Этот рассказ смешной и серьёзный.
- Как автор относится к Мишке?
- Сатирический этот рассказ или юмористический?
- Почему так считаете?
- Какова главная мысль рассказа.
- Зачем В.Ю.Драгунский написал рассказ "Что любит Мишка"?
- Ребята, а что любите вы?
Я хочу рассказать о своей любви. Мне дорога
Склонённая над водою ива,
Резьба кленового листа,
Рябина, хрупкая как нежность;
Гор, затаённая мятежность;
Величие седой тайги
Или раскованность разлива,
Иль светлая печаль берёз.
Не знаю, для меня любимо,
Всё то, что дорого до слез.
Итог урока
- Зачем нужна сатира? (Она помогает человеку увидеть его недостатки
и исправиться).
Домашнее задание. Творческий пересказ рассказа В.Ю.Драгунского "Что
любит Мишка".