М.А. Родина, учитель начальных классов МОУ
"Средняя общеобразовательная школа №41" г.Саранска
Цели: раскрыть значение слова "деньги",
дать первоначальное представление о видах денег; развитие умения ориентироваться
в сфере экономических терминов; развитие творческих способностей; расширение
кругозора.
Оборудование. Валюта, кредитная карточка, электронные деньги, бумажные
деньги.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Прозвенел звонок
Сядь-ка ровненько дружок
Начинается у нас
Про экономику урок.
3. В одном сказочном маленьком королевстве жил-был сказочный король
- Эконом Первый с семейством. В наследство ему досталась волшебная палочка.
Она выполняла любые желания. Никто в королевстве ничего не делал и ни
о чем не беспокоился. Но однажды утром как-то король проснулся в плохом
настроении.
- А у вас так бывает?
И чтобы поднять настроение Эконом Первый решил погулять, долго ли гулял
- неведомо, проголодался. Что делать? Но у него была волшебная палочка.
Взмахнул он рукой - и все, что ни пожелаешь появилось неизвестно откуда.
Только собрался позавтракать, как откуда ни возьмись появилась маленькая
сгорбленная старушка.
- Милый король, сказала она, - я так голодна. Дай мне, пожалуйста, поесть!
- Ну уж нет, - ответил король. - Мне самому мало! Ступай своей дорогой
и не мешай мне завтракать!
- Старушка покачала головой и исчезла, а вслед за ней исчез и стол с
завтраком. Удивился король, стал размахивать волшебной палочкой, но
всё безрезультатно. Понял он, что старушка была не просто прохожая.
- Как думаете, кто такая?
- Она наказала короля за жадность. Расстроенный и голодный король вернулся
во дворец и рассказал королеве о том, что приключилось.
- Найди, король, волшебницу, - сказала королева и попроси прощения.
- Но где её искать. Я даже не знаю.
- Меня зовут Экономикой - послышался голос волшебницы. Я за тобой наблюдаю.
Ты стал ленивым и жадным.
- Прости нас, пожалуйста! - заплакали король и королева.
- Я вас прощаю. Но палочку не верну, а научу экономике. И отправимся
вместе с ними в путешествие по стране "Экономика".
4. - Ребята, что такое экономика?
- Где можно вести хозяйство?
- Для чего нужно вести хозяйство?
- Кто жители страны "Экономики"?
- Что покупают и продают?
- Что такое услуга? (это то, чем пользуется человек, чтобы удовлетворить
свои потребности, то в чем нуждается человек)
- Что такое товар? (Работа с рисунком)
Вывод
5. Игра "Кто быстрее"
Королеве и королю перед путешествием нужно было сделать (неотложные)
несколько дел.
(Если товар - поднимите красный жетон, услуга - зеленый)
1) Перед отправлением в путь, королева сбегала в парикмахерскую, чтобы
сделать красивую прическу. (Сделать прическу - оказать услугу).
2) Король зашел в аптеку за лекарством. (Покупка лекарства - товар,
работа аптекаря - услуга).
3) Затем он пошел на почту и отправил письмо. ( Доставка почты -услуга).
4) По дороге королева остановилась у лавки и купила продуктов. (Товар).
Вывод
6. Сообщение темы урока
Несмотря на то, что товар и услуга это разные вещи, но за них нужно
платить.
Расскажем нашим сказочным героям о ...
Разгадайте ребус (Деньги).
Тема урока. "Значение и виды денег".
Английский экономист Адам Смит дал оригинальное определение деньгам.
Он назвал их единственной вещью, от которой мы получаем пользу, освобождаясь
от неё (отдавая другим людям).
А в каких случаях освобождаемся от денег и получаем пользу?
Итак. Деньги - это универсальная вещь, которую можно обменять на любой
товар или услугу.
7. Повторение изученного
Современная экономика немыслима без денег. Потому что в экономике постоянно
происходит обмен продуктами труда.
- А какой обмен без денег? Разве что первобытный - вещь на вещь.
Как называется такой обмен?
Деньги постоянно совершенствовались. Вспомним историю их образования.
а) - Как назывались первые деньги?
- Назовите их.
- Чем неудобны товарные деньги?
б) - Что пришло на смену товарным деньгам?
- Чем слитки золота были лучше товарных денег?
- Их недостаток.
- Справка: если целый слиток золота был велик - его рубили. Именно от
глагола "рубить" произошло слово "рубль".
в) - Что пришло на смену слитков золота?
- В чем было преимущество монет?
- Их недостаток.
г) - Что пришло на смену монетам? (Бумажные деньги) Мы пользуемся бумажными
деньгами и разменной монетой.
8. Минута отдыха.
9. Изучение нового материала. - Существуют разные виды денег.
1) Какими деньгами пользуемся каждый день? Бумажными деньгами и разменной
монетой.
2) Безналичные деньги.
Это деньги, находящиеся на банковских счетах граждан и организаций.
3) Денежные чеки.
Владелец счета в банке имеет чековую книжку. В магазине, где принимают
чеки, можно расплатиться листочком из неё, только подписав чек и указав
сумму.
Творческая работа.
Заполнение чековой книжки.
Вывод
4) Электронные деньги.
Это деньги будущего, хотя уже широко применяются в ряде стран.
Вывод.
10. Закрепление изученного.
Разгадаем кроссворд самостоятельно и проверим свои знания по теме "Виды
денег".
По вертикали:
1) какими деньгами мы пользуемся каждый день?
2) деньги, находящиеся на счетах в банке.
3) деньги в форме книжек.
По горизонтали:
4) деньги будущего.
-Проверьте кроссворд. (На доске правильные ответы). Если всё правильно
- поставь себе "+" , если нет - "-".
Вывод
11. Продолжаем наше путешествие по стране "Экономика". Отправляемся
в путешествие по разным странам.
В гости не ходят без подарка. Позвоним в магазин и купим его.
Школа делового общения.
12. Разговор по телефону.
13. Мы приехали в магазин, а бутсы стали стоить дороже. .Решим задачу.
Сколько будут стоить бутсы после повышения цены на 2 процента, если
первоначальная цена 300 рублей.
- Молодцы! Мы заплатили рубли, а как называется денежная единица в других
странах?
14. Поиграем в игру "Туристы и валюта".
Вывод.
15. Продолжим путешествие в царство книг.
Чтение по ролям отрывка из рассказа Куприна "Белый пудель".
- Что вы думаете?
- Что не купишь за деньги?
Вывод.
16. Путешествие в мир слов. (Работа с пословицами).
- Какие знаете пословицы о деньгах? (Достают из волшебного сундучка).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не деньги - богатство, а бережливость да разум.
Красна птица перьями, а человек знанием.
Золотые руки за серебро не купишь.
Здоров будешь, все добудешь.
- Назови сокровища ценнее денег. Почему они ценнее денег?
Итог урока
Диалог учителя и ученика.
Ученик. Ты познакомился с чудной страной,
Не признающей застой и покой.
В этой стране, крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Учитель. Сложно?
Ученик. Не просто.
Учитель. Но ты уж прости,
В этой стране нет другого пути.
Домашнее задание: творческая работа - нарисуй свои бумажные деньги.