Базаркина Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Содержание, методические приемы:
- аналитическое чтение;
- составление плана (блок- схемы);
- определение отношения автора к Выскочке;
- выполнение заданий в учебнике;
- сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка».
Учебные задачи:
- учить находить в тексте описания внешнего вида
героев, их переживаний;
- учить определять главную мысль произведения,
- объяснять заглавие («заглавие – жанр», «заглавие –
главная мысль», «заглавие – имя героя»)
Учебные умения:
- называть произведения о животных;
- находить в тексте описания портрета героев;
- определять главную мысль, комментировать значение
заглавия произведения;
- читать осознанно, правильно и быстро текст
произведения вслух и молча.
ХОД УРОКА
I.
Проверка домашнего задания.
Краткий пересказ рассказа «Двойной след».
- В чем секрет двойного следа? Какова главная мысль
этого рассказа?
- В каких еще произведениях писатели восхищаются
смелостью и самопожертвованием животных ради своих
детенышей? Я вам напомню.
1) Пришвин «Ребята и утята»;
2) М. Горький «Воробьишко».
- «Он ринулся спасать, он заслонил собою свое
детище…но все его маленькое тело трепетало от ужаса,
голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал
собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться
собака. И все – таки он не мог усидеть на своей
высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли,
сбросила его оттуда» («Воробей» Ивана Сергеевича
Тургенева).
- Что заставило воробья жертвовать собой? (птенчик
упал из гнезда)
- «Она неподвижно лежала на ладони отца, свесив
головку… Мне показалось, она глядит на меня и
думает: за что же я умирать должна? За что? Ведь я
свой долг исполняла: маленьких своих старалась
спасти, отвести собаку подальше – и вот попалась!»
(«Перепелка» Ивана Сергеевича Тургенева)».
- Кто помнит, как вела себя перепелка»? (тетерка не
только спасла сына, но и сама осталась в живых)
- Как вы относитесь к таким поступкам животных? Мы
«благоговеем» (из рассказа «Воробей» Тургенева) –
относимся с глубочайшим почтением - перед ними
Любовь сильнее страха смерти, в этом мы еще сильнее
убедились, познакомившись с рассказом Пришвина
«Двойной след».
II.
Ознакомительное чтение рассказа Пришвина «Выскочка»
- Послушайте, пожалуйста, новое для вас произведение
М.М.Пришвина. Обратите внимание на заглавие
«Выскочка».
- Кого называют в народе выскочкой?
Выскочка – это человек, который
выдвинулся (отличился, стал заметным, известным)
слишком быстро или занял видное общественное
положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря»
Ожегова).
III.
Беседа по выявлению первичного восприятия
- Понравилось? Какие мысли, какие чувства у вас
возникли, когда вы слушали?
- Какой эпизод больше всего понравился?
- Кто рассказал эту историю? Кем здесь выступает
автор? (автор – рассказчик) Напомню, что автор может
выступать еще автором – героем.
- К какому жанру литературы отнесем это
произведение? Почему? Какие особенности жанра вы
выделите? (описываются реальные события из жизни
героев) А к какому типу рассказов отнесем: к
художественному или научно – познавательному?
Почему? (Автор передает свои мысли, чувства,
переживания, а не сообщает сведения, информацию)
- Какая из моделей обложек соответствует этому
произведению? (сделать 3-4 модели)
- Почему произведение называется «Выскочка»? (так
зовут главную героиню) Здесь заглавием является имя
героя. (бывает заглавие – жанр; заглавие – главная
мысль, н-р, «Двойной след»)
- Отношение автора к Выскочке, по – вашему мнению,
каково? Добродушно – насмешливое. Автор улыбается,
посмеивается над Выскочкой, с мягкой иронией. Такие
произведения называются юмористическими.
IV.
Физминутка
Закройте глаза и представьте себе события, описанные
в рассказе, как будто мы смотрим кино: кадр за
кадром.
V.
Повторное чтение рассказа по частям и составление блок –
схемы: с – собака Вьюшка,
В – Выскочка, в – вороны
I часть – 2 первых абзаца.
Речь идет о Вьюшке
II часть – Как сороки
отобрали косточку у собаки и быстро ее склевали
вместе.
III часть со слов
«Говорят, в семье не без урода» до
II абзаца на с.128
IV часть. Выскочка улучила
момент для нападения, но осталась без хвоста и без
добычи.
V часть. Выскочка без
хвоста – нет большего сраму для сороки. (2 последних
абзаца)
- Как вы думаете, если рассматривать сюжетно –
композиционный треугольник, где в рассказе, самый
напряженный момент(кульминация).
VI.
Словарная работа
- После рассказа есть словарная статья. Прочитаем
толкование слов.
Дуром – Найдите в тексте предложение с данным
словом. Что вы узнали о повадках сорок из этого
абзаца?
Второе слово из словаря – срам (это стыд,
позор). В чем заключается стыд, срам для сороки? (
остаться без хвоста)
- Рассмотрим иллюстрацию. Соотнесите её с описанием
изображенного эпизода.
- Никто из вас не встретил незнакомого слова в
тексте, толкование которого для вас не совсем
понятно? В самом начале речь идет о бдительности.
Чтобы лучше понять значение этого слова, подберем
синонимы.
Бдительность – зоркость, чуткость,
наблюдательность, внимательность, собака не дремлет,
все замечает вокруг, неусыпна.
VII. Самостоятельная
работа
1 группа (сильные) – находит и читает описание
Вьюшки (при проверке обратите внимание на сравнения)
2 группа (средние) – замысел Выскочки
3 группа (слабые) – описание Выскочки (вместе с
учителем)
- Проверка: каждая группа читает свою часть, а
остальные следят по тексту.
- Сравним поведение сорок и Выскочки;
Вьюшки и Выскочки.
VIII.
На доске пословица. Один якал, якал,
да и заплакал.
- К кому из героев можно её
отнести, докажите свое мнение. О чем заставляет нас
задуматься эта пословица?
- Дома подберите пословицы о
ловкости, хитрости, сообразительности.
IX. Работа в тетради
X. Рассмотрим образы Вьюшки
и Выскочки по плану:
а) внешний вид;
б) повадки;
в) отношение автора (докажите
словами текста);
г) высказывание своего мнения.
- Рассказывание одним учащимся
и дополнения другими (без повторов).
XI. Сравним рассказы «Выскочка» и «Двойной след»
- Чему учит нас автор в
рассказе «Выскочка»?
- Что нового узнали на уроке?
Д/з: рассказ о Вьюшке
или Выскочке;
загадки о животных (собаке или сороке);
пословицы.
Пословицы: В пустой бочке много
звону.
Голова без ума, что фонарь без огня.