Добавить сайт в избранное
Написать нам на эл. почту
 
Быстрый переход на главную страницу сайта
   

Урок литературного чтения
"Выскочка". Михаил Михайлович Пришвин

Базаркина Наталья Александровна, учитель начальных классов

Содержание, методические приемы:

- аналитическое чтение;

- составление плана (блок- схемы);

- определение отношения автора к Выскочке;

- выполнение заданий в учебнике;

- сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка».

Учебные задачи:

- учить находить в тексте описания внешнего вида героев, их переживаний;

- учить определять главную мысль произведения,

- объяснять заглавие («заглавие – жанр», «заглавие – главная мысль», «заглавие – имя героя»)

Учебные умения:

- называть произведения о животных;

- находить в тексте описания портрета героев;

- определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

- читать осознанно, правильно и быстро текст произведения вслух и молча.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.  Краткий пересказ рассказа «Двойной след».

- В чем секрет двойного следа? Какова главная мысль этого рассказа?

- В каких еще произведениях писатели восхищаются смелостью и самопожертвованием животных ради своих детенышей? Я вам напомню.

1) Пришвин «Ребята и утята»;

2) М. Горький «Воробьишко».

- «Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. И все – таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда» («Воробей» Ивана Сергеевича Тургенева).

- Что заставило воробья жертвовать собой? (птенчик упал из гнезда)

- «Она неподвижно лежала на ладони отца, свесив головку… Мне показалось, она глядит на меня и думает: за что же я умирать должна? За что? Ведь я свой долг исполняла: маленьких своих старалась спасти, отвести собаку подальше – и вот попалась!» («Перепелка» Ивана Сергеевича Тургенева)».

- Кто помнит, как вела себя перепелка»? (тетерка не только спасла  сына, но и сама осталась в живых)

- Как вы относитесь к таким поступкам животных? Мы «благоговеем» (из рассказа «Воробей» Тургенева) – относимся с глубочайшим почтением - перед ними

Любовь сильнее страха смерти, в этом мы еще сильнее убедились, познакомившись с рассказом Пришвина «Двойной след».

II. Ознакомительное чтение рассказа Пришвина «Выскочка»

- Послушайте, пожалуйста, новое для вас произведение М.М.Пришвина. Обратите внимание на заглавие «Выскочка».

- Кого  называют в народе выскочкой?

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова).

III. Беседа по выявлению первичного восприятия

- Понравилось? Какие мысли, какие чувства  у вас возникли, когда вы слушали?

- Какой эпизод больше всего понравился?

- Кто рассказал эту историю? Кем здесь выступает автор? (автор – рассказчик) Напомню, что автор может выступать еще автором – героем.

- К какому жанру литературы отнесем это произведение? Почему? Какие особенности жанра вы выделите? (описываются реальные события из жизни героев) А к какому типу рассказов отнесем: к художественному или научно – познавательному? Почему? (Автор передает свои мысли, чувства, переживания, а не сообщает сведения, информацию)

- Какая из моделей обложек соответствует этому произведению? (сделать 3-4 модели)

- Почему произведение называется «Выскочка»? (так зовут главную героиню) Здесь заглавием является имя героя. (бывает заглавие – жанр; заглавие – главная мысль, н-р, «Двойной след»)

- Отношение автора к Выскочке, по – вашему мнению, каково? Добродушно – насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой, с мягкой иронией. Такие произведения называются юмористическими.

IV. Физминутка

Закройте глаза и представьте себе события, описанные в рассказе, как будто мы смотрим кино: кадр за кадром.

V. Повторное чтение рассказа по частям и составление блок – схемы: с – собака Вьюшка,
В – Выскочка, в – вороны

I часть – 2 первых абзаца. Речь идет о Вьюшке

II часть – Как сороки отобрали косточку у собаки и быстро ее склевали вместе.

III часть со слов «Говорят, в семье не без урода» до II абзаца на с.128

IV часть. Выскочка улучила момент для нападения, но осталась без хвоста и без добычи.

V часть. Выскочка без хвоста – нет большего сраму для сороки. (2 последних абзаца)

- Как вы думаете, если рассматривать сюжетно – композиционный треугольник, где в рассказе, самый напряженный момент(кульминация).

VI. Словарная работа

- После рассказа есть словарная статья. Прочитаем толкование слов.

Дуром – Найдите в тексте предложение с данным словом. Что вы узнали о повадках сорок из этого абзаца?

Второе слово из словаря – срам (это стыд, позор). В чем заключается стыд, срам для сороки? ( остаться  без хвоста)

 - Рассмотрим иллюстрацию. Соотнесите её с описанием изображенного эпизода.

- Никто из вас не встретил незнакомого слова в тексте, толкование которого для вас не совсем понятно? В самом начале речь идет о бдительности. Чтобы лучше понять значение этого слова, подберем синонимы.

Бдительность – зоркость, чуткость, наблюдательность, внимательность, собака не дремлет, все замечает вокруг, неусыпна.

VII. Самостоятельная работа

1 группа (сильные) – находит и читает описание Вьюшки (при проверке обратите внимание на сравнения)

2 группа (средние) – замысел Выскочки

3 группа (слабые) – описание Выскочки (вместе с учителем)

- Проверка: каждая группа читает свою часть, а остальные следят по тексту.

- Сравним поведение сорок и Выскочки;

Вьюшки и Выскочки.

VIII. На доске пословица. Один якал, якал, да и заплакал.

- К кому из героев можно её отнести, докажите свое мнение. О чем заставляет нас задуматься эта пословица?

- Дома подберите пословицы о ловкости, хитрости, сообразительности.

IX. Работа в тетради

X. Рассмотрим образы Вьюшки и Выскочки по плану:

а) внешний вид;

б) повадки;

в) отношение автора (докажите словами текста);

г) высказывание своего мнения.

-  Рассказывание одним учащимся и дополнения другими (без повторов).

XI. Сравним рассказы «Выскочка» и «Двойной след»

- Чему учит нас автор в рассказе «Выскочка»?

- Что нового узнали на уроке?

Д/з: рассказ о Вьюшке или Выскочке;

загадки о животных (собаке или сороке);

пословицы.

Пословицы: В пустой бочке много звону.

Голова без ума, что фонарь без огня.

Hosted by uCoz