Кулебякин Геннадий Николаевич, учитель истории
1. Цели, задачи, тип урока, методы, формы и
средства обучения на уроке
2. Ход урока
I этап. Постановка целей урока
II этап. Актуализация знаний
III этап. Изложение нового материала
IV этап. Итоги урока
Класс: 11.
Тема урока: "Духовная жизнь страны:
"Период оттепели".
Дидактическая цель: Выявить сущность
и значение изменений в сфере духовной жизни
советского общества 1954 -1964 годах.
воспитание самостоятельности, честности и
объективности, трудолюбия, отзывчивости и
коммуникабельности, критичности и
самокритичности.
развитие познавательного интереса, культуры
речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и
классифицировать, находить общее и различное,
сопоставлять и обобщать, умение конспектировать.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные методы обучения, используемые на
уроке:
- проблемное изложение, наглядно-иллюстративный,
дискуссионный.
Основные организационные формы обучения
на уроке:
- фронтальная работа с классом,
- индивидуальный опрос учащихся,
- работа с историческим материалом,
- индивидуальная работа в тетрадях.
Программно-дидактическое обеспечение:
ХОД УРОКА
I. Постановка целей урока
Введение
Время оттепели принято датировать 1954-64 годами,
она тесно связана с эпохой шестидесятых годов,
которым был дан старт в 1961 году XXII съездом,
принявшим программу построения коммунизма, а
закончились в 68-м оккупацией Чехословакии,
воспринятой в СССР как окончательный крах всех
надежд. Такие хронологические рамки позволяют
выделить особый период в советской истории,
период эклектичный, противоречивый,
парадоксальный, но объединенный многими общими
тенденциями. В эти годы советская цивилизация
преображалась в наиболее характерную для себя
модель, сформировался особый тип
"шестидесятника", личность которого так часто
вспоминают сегодня. В эти же переломные годы
произошли и коренные изменения в идеологии
советского общества.
II. Актуализация знаний
- Какое значение для жизни советского общества
имела смерть И.В. Сталина?
- Обозначьте возможные пути развития советского
общества после смерти "вождя" всех времен и
народов?
- Какое влияние на жизнь страны оказал XX съезд
КПСС?
III. Изложение нового материала
1. Развитие художественной литературы и
культуры
Итак, первое послесталинское десятилетие было
ознаменовано серьезными переменами в духовной
жизни.
Илья Эренбург назвал это время "оттепелью": -
это была не весна с ее полноводными разливами
чувств и мыслей, именно оттепель, за которой мог
последовать легкий морозец…
Оттепель – утвердившееся в общественном
сознании наименование периода истории
Советского государства 1954 – 1964 гг.
Для периода "оттепели" характерно оживление
культурной и общественной жизни страны,
определенный рост свободы, распространение в
СССР западной литературы, музыки,
изобразительного искусства.
На перемены, последовавшие в обществе, первыми
откликнулись представители литературы.
Многозначной по степени воздействия общество
была деятельность Александра Трифоновича
Твардовского на посту главного редактора
журнала "Новый мир". Еще до XX съезда в этом
журнале появилось новое направление в
литературе – обновленческое. Одной из первых
таких работ, появившихся в литературе, была
статья В.Померанцева "Об искренности в
литературе", где он впервые поставил вопрос о
том, что честно писать – это, значит, не думать о
высоких и не высоких читателях. В этом же журнале
появились статьи Овечкина, Абрамова.
Появляются произведения Ильи Эренбурга, Веры
Пановой, Федора Панферова и других. Ими был
поставлен вопрос о губительности той атмосферы,
которая сложилась в стране. Но власть сочла эти
работы вредными и отстранила от руководства
журналом А. Твардовского.
Были возвращены читателю книги Ивана Кольцова,
Исаака Бабеля, Артема Веселого, Ивана Катаева
и других. Жизнь ставила вопрос об изменении
отношения власти к Союзу писателей. Попытки
Александра Фадеева изъять у министерства
культуры функции руководства культурой привели
его к опале, а затем и гибели.
Работа с историческим документом: "Из
предсмертного письма А.А. Фадеева в ЦК КПСС (13
мая 1956)".
О вполне очевидном трагическом исходе массы
благих начинаний говорили в своих произведениях
Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев и другие.
Но невозможность и нежелание действовать
репрессивными методами в отношении деятелей
культуры заставили руководство страны искать
другие пути воздействия на деятелей культуры. С
1957 года регулярными стали встречи членов ЦК с
деятелями литературы и искусства. Личные вкусы
Хрущева приобретали характер официальных
оценок.
Работа с историческими материалами: фонодокумент
- “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями
культуры” (Об изобразительном искусстве);
- “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями
культуры” (О музыке);
- “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями
культуры” (О театральном искусстве);
- “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями
культуры” (О литературе).
В это время появились произведения признанных
мастеров: "Костер" К. Федина, "Судьба человека"
М. Шолохова, "За далью даль" А. Твардовского.
Авторами поднималась проблема революции и
нравственности, цены победы в войне.
Публиковались запрещенные стихи С.А.Есенина, Д.А.
Ахматовой, М.И. Цветаевой, рассказы М.М. Зощенко и
многие другие. В период "оттепели" впервые
заявили о себе Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев,
Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский, А.А.
Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, В.П. Аксенов. Однако
противоречивость культурной политики давала
себя знать.
После XX съезда был ослаблен пресс власти в
отношении кинематографии, живописи, музыки.
Выдающимися достижениями отмечен советский
кинематограф. В кинематографе появляются
новые типы героев, близкие и понятные зрителю.
Триумфальным стал показ в Каннах картины
Калатозова "Летят журавли". Явлениями мирового
уровня стали: "Иваново детство" Тарковского,
"Чистое небо" Чухрая, "Судьба человека"
Бондарчука.
Видеофрагмент: фрагмент из фильма "Летят
журавли".
В советской живописи было реабилитировано
искусство авангарда 20-х годов. Наряду с
жизнелюбивыми картинами появляются и другие
направления деятельности – появляется так
называемый "суровый стиль" - с подчеркнутым
драматизмом в оценке жизненных явлений.
В то же время осуждению подвергались
абстракционизм и формализм, ставшие непонятными,
а значит "чужими", вредными и тлетворными для
руководства партии и страны.
Больших успехов в рассматриваемый период
достигла музыка. Были возращены слушателю
произведения А. Шнитке, А.П. Петрова, А.Я. Эшпая,
Э.В. Денисова, Р.К. Щедрина, Г.В. Свиридова. С них
было снято клеймо антинародного формального
направления.
Однако во времена оттепели присутствовали и
гонения на деятелей искусства. Ярким примером
стало гонение на Бориса Пастернака, получившее
название "дело Пастернака". Роман Б.Л.
Пастернака "Доктор Живаго", посвященный
судьбам русской интеллигенции в годы революции и
гражданской войны был отвергнут "Новым миром",
и Гослитиздатом по идеологическим соображениям.
Отдел культуры ЦК КПСС расценил книгу Пастернака
как "произведение, проникнутое ненавистью к
советскому строю".
Вопрос: ребята, если вы уже читали
роман "Доктор Живаго", то насколько
обоснованной считаете такую его оценку?
Автор смог передать рукопись романа
итальянскому издательству. В ноябре 1957 г.
"Доктор Живаго" был издан в Италии. В течение
года он выдержал еще восемь изданий в разных
странах. В октябре 1958 г. Пастернаку была
присуждена Нобелевская премия в области
литературы. Сразу после присуждения Пастернаку
премии Президиум ЦК КПСС принял секретное
постановление, предписав организовать
проработку поэта в печати и писательских
организациях. Руководство Союза писателей
единогласно осудило Пастернака и исключило его
из членов СП СССР. Затем последовало общее
собрание писателей Москвы, гневно осудившее
поведение Б. Пастернака. Авторство идеи о высылке
Пастернака из страны принадлежало самому
Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л.
Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В
связи со значением, которое придает Вашей
награде то общество, к которому я принадлежу, я
должен отказаться от присужденного мне
незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с
обидой мой добровольный отказ…". О том, что на
самом деле отказ был отнюдь не добровольным,
свидетельствует стихотворение Б. Пастернака
"Нобелевская премия":
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно —
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я — убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Травля и угрозы подорвали здоровье Пастернака
– в 1960 году он скончался.
Вопрос: Травля Б.Пастернака в 1958 г.
по своей грубости не уступала кампании против
А.Ахматовой и М.Зощенко в 1946 г. И всё же между
этими двумя циклами “проработок” имелась
существенная разница. В чем она состояла? Чем
объяснялась?
Дело Пастернака четко обозначило допустимые
для власти пределы "оттепели".
Настоящим потрясением для советского общества
стал выход в свет произведений Александра
Исаевича Солженицына "Один день Ивана
Денисовича" и "Матренин двор", остро
поставивших проблемы преодоления сталинского
наследия в повседневной жизни. В то же время
скульпторы, художники и другого рода творческие
люди подвергались критике за все тот же
формализм, безыдейность, недооценку роли
коммунистической партии. Все это показывало
пределы "оттепели" в духовной жизни.
2. Наука и образование
За все годы существования СССР большое
внимание руководство страны уделяло развитию
науки. Наука добивается больших успехов, ряд
современных физиков были удостоены нобелевской
премии: Прохоров и Боссов – за формулирование
основ квантовой электроники; Ландау – за работы
по сверхтекучести и сверхпроводимости. В Дубне в
1956 году по инициативе Курчатова был создан
международный исследовательский центр, который
занимается ядерными исследованиями. В 1949 году
СССР стал обладателем ядерной бомбы, а в 53 году,
благодаря изысканиям Сахарова и других ученых –
водородной бомбы.
В 1957 году было образовано Сибирское отделение
академии наук СССР с широкой сетью институтов и
лабораторий. В системе академии наук СССР за 1956 –
1958 гг. было создано 48 новых НИИ. Расширилась их
география: Урал, Кольский полуостров, Карелия,
Якутия. К 1959 году в стране имелось около 3200
научных учреждений, численность научных
сотрудников приближалась к 300000.
В 1957 году был создан самый мощный в мире
синхрофазотрон. Был спущен на воду атомный
ледокол "Ленин". Туполёв создаёт сверхзвуковой
самолёт ТУ 144. Практическую космонавтику создаёт
Королёв. 4 октября 1957 года был осуществлен запуск
в космос первого искусственного спутника Земли.
12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил полёт в
космос, в 63 г. – Терешкова. А в 65 г. Леонов впервые
в мире совершил выход в космос. Были созданы
быстроходные пассажирские суда на подводных
крыльях, ракетах.
Возобновились исследования в области генетики.
Однако приоритет научных разработок, как и
раньше, отдавался интересам
военно-промышленного комплекса. Даже
космическая программа была программой средств
доставки ядерного оружия.
Таким образом, достижения науки "хрущевской
эпохи" закладывали основу для достижения в
перспективе военно-стратегического паритета с
США.
Большое внимание уделялось среднему и высшему
образованию: была отменена плата за обучение в
вузах, техникумах и старших классах средней
школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее
обязательное восьмилетнее образование.
Увеличилось число вузов и научных учреждений.
Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной
школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с
акцентом на производственное обучение и
профессиональную подготовку учащихся не была
научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В
целом же духовное раскрепощение советских людей
в рассматриваемый период не было и не могло быть
полным.
3. Власть и Церковь
Вопрос: вспомним, каковы были
взаимоотношения Церкви и государства, начиная с
момента прихода большевиков к власти?
Какой отпечаток на все это наложила ВОВ?
После войны, принесшей неисчислимые страдания
и жертвы, усилилась тяга людей к вере. В условиях
сравнительно мягкого отношения властей к Церкви
и верующим значительно возросло число венчаний и
крестин. Однако господствующая идеология
оставалась атеистической. Признаки новых
гонений на религию появились в 1954 году, когда
было принято постановление ЦК "О крупных
недостатках в научно-атеистической пропаганде и
мерах ее улучшения".
Пояснение: далее следуют сообщения,
подготовленные учащимися. В ходе выступлений в
качестве закрепления необходимо ответить на
следующие вопросы:
- Почему изменилась политика власти по
отношению к Церкви?
- Какую цель преследовали гонения на
духовенство и верующих?
- Почему потерпела неудачу попытка
окончательно уничтожить религию в СССР?
4. Неофициальная культура движения
инакомыслящих
Явная двойственность идеологического курса
Хрущева, метания от одобрения взрывоопасной
повести Солженицына до нападок на осторожные
мемуары Эренбурга вызывали растущее раздражение
в среде либеральной интеллигенции, избавившейся
от удушающего страха сталинских времен.
Общество, пережившее ХХ съезд, настойчиво хотело
правды. Это желание укреплялось благодаря
частичному преодолению "железного занавеса".
Советские люди, пусть и в весьма ограниченных
пределах, стали выезжать за границу.
Вопросы:
Какие опасения могли внушать руководству КПСС
иностранные туристы?
Почему, если международный туризм так
беспокоил советских лидеров, он все же
допускался?
Вопреки недовольству властей всё большую
популярность, особенно в среде столичной
интеллигенции, приобретало творчество
художников-авангардистов.
Возникло новое направление поэтического и
музыкального творчества — авторская песня.
Произведения "поющих поэтов" (бардов) — Б.
Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима и
многих других — отличались искренностью,
недостижимой для официального искусства. С 1960-х
гг. начала расти популярность В. Высоцкого.
Особое место среди бардов занял А. Галич,
творчество которого носило ярко выраженный
социально-политический характер. Песни бардов
звучали под гитару в походах и экспедициях, у
костра и за дружеским столом. Простота интонации
и музыки делала авторскую песню доступной самому
широкому кругу непрофессиональных исполнителей,
а появление бытовых магнитофонов способствовало
ее массовому распространению.
Пояснение: далее следуют сообщения,
подготовленные учащимися. В ходе выступлений в
качестве закрепления необходимо ответить на
следующие вопросы:
Почему власти, несмотря на наступившую
"оттепель", продолжали расправы с
инакомыслящими, не предпринимавшими никаких
насильственных действий?
О чем это свидетельствует?
IV. Итоги урока
Выводы:
- Духовная и культурная жизнь общества носила
противоречивый характер.
- Происходил процесс оживления культуры,
ослабления идеологического контроля, подъем
науки и образования.
- Общий подход власти к культурной сфере
отличался прежним стремлением поставить ее на
службу официальной идеологии.
Оценка работы всего класса и отдельных
учащихся на уроке.
Домашнее задание
Список используемой литературы:
- История Отечества. XX – начало XXI века: Учебник
для 11 класса. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т.
Минаков, Ю.А. Петров. 2005 г.;
- "История России с древнейших времен до конца XX
века" (2001 год), А.П. Деревянко, Н.А.
Шабельникова, 797;
- Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка.
Публицистические заметки. М., 1989, 284;
- "КПСС в резолюциях и решениях съездов,
конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.)" т. 7, М., 1971,
558;
- "КПСС в резолюциях и решениях съездов,
конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)" т. 8, М., 1972,
566;
- http://his.1september.ru/2001./03/1.htm