Урок, представленный на конкурс
(Опубликован в сборнике работ финалистов Благотворительным фондом
"Точка опоры")
Тема урока: Права несовершеннолетних
Цель урока:
знакомство с международными документами, касающимися защиты прав детей;
знакомство с правами несовершеннолетних;
выяснение того, как учтены положения Конвенции в законодательстве РФ;
знакомство с системой защиты прав ребенка.
План урока:
1. Основные права ребенка.
2. Права ребенка в законодательстве РФ.
3. Защита прав ребенка.
Основные права ребенка.Задание:
Что такое право?
В каком документе содержится перечень прав человека?
В каком году принят этот документ? Почему?
Логическая задача
1. У человека есть права.
2. Ребенок – человек.
У ребенка …
Составление кластера.Задание: Какие права человека вам известны?
1. Индивидуальная работа: выпишите на отдельный листок всё то, что вспомнилось
каждому из вас по поводу прав человека.
2. Парная работа: выделите определенные
основания, на которых происходит систематизация.
3. Групповая работа: проанализируйте парные записи, чтобы отразить
главные мысли.
4. Составление коллективного кластера (рисунок =>)
У ребенка есть права.
Задание: - Такие же, как у взрослого?
- Распространяются ли права человека на детей?
Что такое правовой статус?
- Почему из вопроса о правовом статусе личности права несовершеннолетних
вынесены в отдельный разговор?
Работа с учебником
- Какие документы приняты мировым сообществом по защите прав ребенка?
- Кто подразумевается под словом дети в документе?
- О какой возрастной группе идет речь?
Делать пометки
"V" я это знаю
"-" я так не думал
"?" не понял
"NB" новая информация
-Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять
еще один документ о правах ребенка?
- Какая разница между Декларацией и Конвенцией?
- Почему комиссия целых 10 лет разрабатывала Конвенцию?
Конвенция о правах ребенка
Статья 2. Каждый ребенок должен обладать всеми правами
независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или
иных убеждений, национального, имущественного, сословного или иного
положения.
Статья 7. Ребенок имеет право на жизнь, на имя при
рождении и на получение гражданства.
Статья 9. Ребенок имеет право жить со своими родителями,
за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.
Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае
разлучения с одним из них или с обоими.
Статьи 12, 13. Ребенок имеет право свободно выражать
свои взгляды.
Статья 40. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно
развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства
и обеспечение ее интересов.
Статья 20. Ребенок имеет право на особую защиту и
помощь, предоставляемые государством.
Статьи 24, 27, 28, 31. Ребенок имеет право на медицинскую
помощь, на образование, на отдых, досуг и участие в культурной и творческой
жизни.
Статья 32. Государство должно устанавливать минимальный
возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий
труда.
Статья 14. Государство уважает право ребенка на свободу
мысли, совести и религии.
Статьи 33-37. Государство должно обеспечить защиту
детей от нанесения им физического или психологического ущерба, от употребления
наркотических средств, от всех форм сексуального совращения, предотвращает
похищения детей, торговлю детьми.
Вопросы:Кому адресована Конвенция?
- Какой важный принцип заложен в Конвенции?
- Каково значение Конвенции?
Работа по группам
1 группа. Как учтена Конвенция в нашем законодательстве (Семейный кодекс
РФ)?
2 группа. Составьте схему по «Семейному кодексу».
- Кто защищает права ребенка?
3 группа. Какие положения предусматривает Гражданский кодекс РФ?
4 группа. Что выделяет Кодекс законов о труде РФ?
5 группа. Как защищаются права ребенка Уголовный кодекс РФ?
6 группа. (Аналитическая) Каким образом учтены положения о правах ребенка
в нашем законодательстве?
Семейный Кодекс РФ. Глава 11. «Права несовершеннолетних детей».
1 группа
Права по семейному законодательству:
жить и воспитываться в семье;
знать своих родителей;
воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих;
уважение человеческого достоинства;
выражение своего мнения;
главное право – право на защиту прав.
2 группа
Защищают права ребенка
Законные представители ребенка:
-родители;
-усыновители;
-приемные родители;
-опекуны (до 14 лет);
-попечители (с 14 до 18 лет)
Органы опеки и попечительства, прокурор, суд:
Защищают ребенка от злоупотреблений со стороны родителей;
ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки;
с 14 лет – может обратиться в суд для защиты своих прав
3 группа
Гражданский Кодекс РФ предусматривает:
дети обладают правоспособностью: могут владеть имуществом на праве собственности,
иметь права авторов, избирать место жительства;
лица с 14 до 18 лет являются ограниченно дееспособными: могут совершать
мелкие бытовые сделки, получать подарки, иметь вклады, доходы и распоряжаться
ими;
лица с 16 лет могут стать полностью дееспособными при условии: а) вступления
в брак; б) эмансипации.
4 группа
Кодекс законов о труде РФ выделяет:
трудовая дееспособность наступает с 15 лет;
льготы для несовершеннолетних;
рабочее время – 24 ч. в неделю у 15-16 летних;
рабочее время – 36 ч. в неделю у 16-18 летних;
время отдыха – 1 мес. в любое время года;
полная оплата труда;
обязательное представление рабочего места.
5 группа
Уголовный кодекс РФ, глава 14.
не допускается смертная казнь и пожизненное заключение;
наказание может быть заменено мерами принудительного воспитательного
воздействия;
Защита прав несовершеннолетних:
семья, родители, законные представители
школы
органы опеки и попечительства государственный
суды уровень
Конституция страны, законы
- Конвенция о правах ребенка (международный уровень)
Синквейн
Права
Специальные, неотъемлемые, нужные.
Защищают, помогают, соблюдаются.
Права защищают человека.
Благополучие.
Домашнее задание (на выбор)
1) Написать заметку на тему «О чем бы я хотел сообщить составителям
ежегодного доклада о положении детей РФ» (этот доклад представляется
в ООН)
2) Если бы вас пригласили в комиссию по разработке проекта Конвенции,
какое, на ваш взгляд, самое важное право вы предложили бы и почему?
Учитель стал лауреатом Всероссийского конкурса учителей
на лучшую разработку урока по теме "Права человека". Валентина
Владимировна была приглашена в Академию повышения квалификации и
переподготовки работников образования на семинар по правам человека.